КУРС ИНТУИТИВНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ "ПУСТЬ КОМПОЗИТОРА"
1 УРОК
Упражнения 
Посадка за инструментом
Импровизации

Добрый день!


Приветствую вас на курсе игры и интуитивной импровизации на фортепиано дистанционной школы "Маленькая Консерватория".


На этом уроке вы:

1. Выполните блок упражнений на расслабление тела и рук.

2. Проверите правильность посадки за фортепиано.

4. Сыграете вашу первую импровизацию.



Вдохновения вам!

1
УПРАЖНЕНИЯ НА ПОДГОТОВКУ ТЕЛА И РУК
К ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Выполните упражнения на расслабление тела, рук и кистей/
Убедитесь, что ваше тело полностью расслаблено, что руки мягкие и тяжёлые.

  1. Упражнения "Шалтай-болтай" и "Мельница" - на расслабление корпуса, тела, плечей, мышц шеи.

2. Упражнение "Тряпочка" - на свободную, расслабленную кисть руки, которая повисает на запястье.

3. Упражнение "Фонарики" - свободное вращение кисти. Делаем это упражнение, как будто вкручиваем лампочку.

4. Упражнение "Клювики" - это активные круглые пальчики, каждый пальчик широко открывается и закрывается. Пальчики "кушают" ноготочками.

Можно во время выполнения упражнений использовать детский стишок (по желанию):
Шалтай-болтай сидел на стене, (упражнение «Шалтай-болтай»)
Шалтай-болтай свалился во сне, (опускаемся вниз для "Мельницы")
Летел, летел он вниз, вниз,
Но на крючке одном завис. (полностью расслабить корпус и повиснуть)
Скучно висеть, стал танцевать (выпрямляемся, делаем "Фонарики")
Не удержался, свалился опять ("Тряпочка")
И вот когда на траву он сел,
Понял: с утра ничего не поел (делаем упражнение "Клювики", "едим").

2
ПОСАДКА ЗА ИНСТРУМЕНТОМ
Правильная посадка за инструментом поможет вам почувствовать себя себя комфортно и уверенно при игре на фортепиано. Удобный по высоте стул, подставка для ног (или опора на пол) – это то, что даёт ощущение устойчивости.

Иногда на стул достаточно положить толстую энциклопедию - и высота становится оптимальной.
Не пододвигайте стул вплотную к инструменту. Между телом и клавиатурой должно быть достаточно расстояния, чтобы вы могли легко встать и выйти из-за инструмента.



Посадка за инструментом

1. Вы – король, а клавиши и руки – подданные.
2. Ноги стоят на полу или на подставке с опорой на пятки.
3. Подберите твёрдый (не крутящийся, не слишком мягкий) стул и садитесь на край стула, не на всю поверхность сиденья, чтобы можно было в любой момент дотянуться до разных участков клавиатуры, до самых последних клавиш, и чтобы можно было в любой момент быстро встать.
4. Если Ваши ноги достают до педали, то мы в игре используем пока только правую педаль. Правая нога устойчиво стоит и опирается на пятку во время нажатия педали. Работаем только пальчиками ног, чуть приподнимая стопу, не отрывая пятки от пола.
5. Посадка должна быть такая по высоте, что когда кисти лежат на клавиатуре – локти находятся чуть выше уровня клавиатуры.
6. Между локтем и телом есть пространство - локти отодвинуты в стороны. Мы держим предплечье и локти на весу, мы управляем ими - с их помощью направляем вес руки в кисть. Локти не висят, "смотрят" не вниз, а в бок.
Мы держим руки так, как будто обнимаем ствол большого дерева. Тело и руки образуют круг.
7. Расстояние между телом и клавиатурой должно быть оптимальным - не слишком близко (живот не прижимается к клавиатуре), и не слишком далеко, чтобы не приходилось дотягиваться до клавиатуры.
8. Спина прямая, но при этом не напряжённая.
Пример посадки за инструментом
знаменитых пианистов
Елисей Мысин
Иван Бессонов
Михаил Плетнёв
Николай Луганский

3
ИНТУИТИВНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
ЗНАКОМСТВО. МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ.
Расскажите о себе.
Но не словами.. а звуками фортепиано.

"Нарисуйте" свой портрет музыкальным мотивом, аккордом или развёрнутой импровизацией.
Как вы можете представить себя посредством импровизации? Какое Ваше видение себя?
Какие грани и оттенки вы видите, чувствуете и слышите в своей душе? Отразите самые яркие на данный момент.

Поразмышляйте и услышьте в себе свою импровизацию, которая "пишет" Вам автопортрет. О какой стороне себя Вы хотите сегодня рассказать? 

Пусть фортепиано станет зеркалом вашей души.
Вы можете сделать столько записей ваших импровизаций, сколько вам потребуется для того, чтобы вы полностью высказались.
Здесь для вас нет ограничений ни в чём.
Музыка поможет вам.

4
АНАЛИЗ ОЩУЩЕНИЙ
Опишите Ваши чувства и состояниЯ, которые сопровождали Вас  в каждом из периодов:
  1. В процессе размышлений над заданием,
  2. В процессе выполнения задания,
  3. Ваше состояние после импровизации.

Насколько Вам удалось реализовать задуманное?
Что получилось? Что нет?

Что Вы почувствовали после прослушивания записи Вашей импровизации?

Сколько подходов к инструменту Вам пришлось сделать, чтобы сыграть наиболее приближенно к тому, что Вам хотелось?

ДЛЯ ОТЧЁТА:

1.Перед занятием выполните упражнения на расслабление тела и рук, почувствуйте своё тело и ощущения в нём.
2.Проверте правильность и удобство посадки за инструментом.
3.Покажите все варианты Вашего музыкального автопортрета.
4.Расскажите о Ваших чувствах до, во время и после импровизации.

Made on
Tilda