МАЛЕНЬКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
ИНТЕРВЬЮ
Ирина Пашкевич
с сыном Арсением
ИНТЕРВЬЮ автора курса Вероники Стрельбицкой с Ириной Пашкевич – мамой Арсения, продолжающего обучение на Третьей ступени курса Маленькой Консерватории.

Вероника: Ирина, в какой ситуации ты решила принять участие в курсе Маленькой Консерватории? Зачем тебе это было нужно?
Ирина: Когда Арсений был ещё совсем маленький и приходил к бабушке - педагогу по классу фортепиано в музыкальной школе – в гости, то всегда на домашнем бабушкином инструменте, как любой, наверное, ребёнок, игрался. Чуть попозже бабушка пыталась его заинтересовать именно занятиями, да и нам этого хотелось (как же бабушкиным умениям не воспользоваться - никого из троих ее сыновей приобщить серьёзно и надолго не удалось - может быть, хоть с внуком выйдет!) Тем более, бабушка говорила, что у Арсения хороший слух и пальчики довольно длинные, как раз для игры на фортепиано. С какого-то возраста, не помню, ну, может, с лет 4,5 попробовали эти занятия уже более оформленно, но как-то мотивации именно для занятий не было у Арсения. Они смотрели вместе мотивационные видео детей-музыкантов, бабушка показывала своих учеников, играла сама детские песенки. Потом мы решили подождать, оставить это дело, и тоже с перерывами, но пробовали заниматься в более старшем возрасте, всё-таки бабушка же - профильный учитель. Но как-то не было особо мотивации у Арсения, и с вниманием было ещё гораздо хуже - он не хотел ничего делать. В самый крайний раз начали уже ближе к 6 годам. Уже попытались, так сказать, взяться более серьёзно и регулярно. Иметь доступ к инструменту, заниматься с бабушкой Арсений мог только раз в неделю, в остальное время бабушка нам давала задания (на обучение нотам, в основном), отдала нам маленький (на 2 октавы) синтезатор. В основном занимались они вдвоём, чтобы Арсений не отвлекался на меня или папу. Но как-то раз я осталась посмотреть их с бабушкой занятие, и увидела, что у Арсения как-то совсем нет интереса, он крутится, отвлекается бесконечно. Бабушка пытается его заставить (не так чтобы грубо, но мне это тогда казалось в принципе нежелательным при обучении музыке или иному творчеству. Мне казалось, должно быть исключительно желание ребёнка ведущим при таких занятиях. Впрочем, я и сейчас в идеале так считаю. Однако с его взрослением, мне кажется, я больше поняла своего сына - его нежелание напрягаться, если хоть немного сложно и надо приложить усилия, даже в том, что ему нравится. Но, в любом случае, тогда я посчитала, что занятия эти несут не много смысла и пользы, и надо как-то иначе. Не помню, мне кажется, раз в неделю мы ещё продолжали ходить к бабушке, или уже это подходило к концу, когда я увидела пост о приглашении на Первую ступень Маленькой Консерватории. Заочно, в переписке, мы были немножко знакомы - ты организовывала для детей игры по-Бахотскому, и мы хотели в них участвовать, поэтому уже к знакомому человеку было проще пойти. Мы решили попробовать, почему бы нет. Мне казалось, что я лучше бабушки справлюсь с Арсением, его невниманием. Ну и курс такой интересный, может быть, ребёнок заинтересуется, очень хотелось бы - это была главная моя мотивация тогда, пожалуй. Да и взрослым на нем, судя по описанию, было чем заняться, и это действительно так оказалось! Буквально пару занятий мы играли на своём малюсеньком синтезаторе, но потом специально купили электронное пианино, решив, что всей семьей будем учиться играть, и что инструмент не пропадёт даром, если даже Арсений не захочет играть.

В.: Почему ты решила попробовать занятия именно в Маленькой Консерватории? Ведь были, наверное, другие варианты альтернативных занятий для Арсения.
И.: Ну, рядом с домом (и то не так уж и рядом) у нас есть только музыкальная школа. Это точно не наш вариант был, в том возрасте и при том уровне желания ребёнка. Что-то иное, с альтернативным подходом, индивидуальной работой, рядом точно отсутствует. Даже не слышала, что такое есть где-то относительно недалеко, куда можно было бы возить. Кроме того, нам, довольно тяжелым на подъем, такой формат нравится - дома занятия доступны в любое время. Тем более, я давно задумывалась о семейном обучении (СО), и, по сути, мы уже и занимались сами разными предметами (чтением, арифметикой и проч.). Я считала, что никто лучше, кроме меня, Арсения не знает, не чувствует, и что с его тягой улетать в мечты, вечно отвлекаться, эффективнее ему заниматься именно со мной, но под чутким руководством профессионала. Меня очень привлекло описание того, что и как будет в Маленькой Консерватории, кроме того, как уже писала, это была реклама от уже хотя бы заочно, но знакомого мне человека. То, что Вероника организовывала для детей игры по-Бахотскому, тоже сыграло свою роль, пожалуй: я понимала, что это человек, который, скорее всего, умеет общаться с детьми, обладает определёнными необходимыми психологическими навыками. Кроме того, она мама маленьких мальчиков, а не опережающих вечно нас во всем прилежных девочек. Хотя, понятно, мальчики бывают разные, мотивированные в музыке и талантливые, но все равно мне это как-то морально ближе. Ну и цена была для нас приемлемая, не заоблачная. Собственно, поэтому мы и решили попробовать.

Сомнения были только в одном: а вдруг не пойдёт именно у Арсения, не захочет он совершенно. Но, опять же, как понять, если не попробовать? Так любые занятия могут не пойти. Я, собственно, всегда поэтому с большой осторожностью к этому подходила, каких бы занятий и мероприятий этого ни касалось (ибо всегда жаль времени, сил и денег), но в этом случае не было бы потерь по деньгам: ведь курс предполагался для всей семьи! Не одному, так другому была бы польза. И была! Я лично, например, этому курсу очень благодарна за открытие для себя импровизации!

Это про то рассказ, почему мы именно на Первую ступень пошли. Для Второй ступени собственно мотивация Арсения была для меня уже несколько второстепенным делом. Он просто согласился на мою инициативу, да и новогодний Ритм-марафон поспособствовал этому. Я считаю, что Маленькая Консерватория приносит пользу в любом случае, и, как минимум, это полезно для развития мозга. Конечно, порой стоит немалых усилий с моей стороны самоорганизоваться, морально это бывает нелегко, и хочется периодически, чтобы за меня это кто-то делал. Пока именно я двигаю Арсения, и мне надо себя дисциплинировать для регулярности занятий, находить способы его мотивации и проч. Занятия в любом случае приносят пользу и развивают полезные навыки, пусть даже не чисто музыкальные, а вроде умения преодолевать свою лень, например, привычку не бросать дело, как чуть сложно, почувствовать свои возможности, получить опыт достижения маленьких целей при усердии, ну и иное подобное.

В.: Какие впечатления и пользу вы получили от участия в курсе Маленькой Консерватории?
Понравился ли вам материал? Подача материала? Удобно ли было пользоваться материалом в работе?

И.: В Первой ступени Маленькой Консерватории, особенно вначале, было много творческих, импровизационных заданий. И это, я убеждена, лучшее начало для занятия музыкой для детей, это то, что действительно, вызывает у них интерес, от которого постепенно можно плавно переходить к иным вещам. На каждое задание всегда была подробная инструкция, и что особенно важно - видео-уроки. То, что их показывают маленькие мальчики того же возраста что и большинство участников Маленькой Консерватории, тоже, считаю, способствует у многих детей, большему интересу. Можно было показать ребёнку и других деток на курсе, познакомившись с ними заочно, и послушать их импровизации и сочинения.
А самое интересное и полезное для всех - это возможность учиться при желании не только детям, но и взрослым! И мамам, и папам! Первая часть открыла для меня импровизацию как легитимный способ музицирования. Раньше, когда была подростком и изредка пыталась поигрывать подобные экспериментальные штуки у соседки, имеющей фортепиано, я считала, что это исключительно какое-то баловство, ну вроде игра в игру, понарошку, неполноценно и неценно. Сейчас мне действительно понравилось импровизировать, и я перестала это настолько обесценивать.

Понравилось также то, что если что-то непонятно, всегда можно дополнительно уточнить у Вероники лично, получив дополнительные разъяснения и видео. Она трудится с нами, не покладая рук, каждому уделяет массу времени и внимания. Даже не представляю, когда она всё успевает! Спасибо!

Единственная техническая сложность, которая у меня возникла при занятиях на Первой ступени: почему-то с листа ссылки не открывались, приходилось копировать в свои Заметки и оттуда заходить. Но это мелочи, конечно. (Прим. автора – на данный момент все материалы находятся на платформе сайта школы и намного удобнее в использовании).
Материал представлен от простого к сложному, подобран соответственно возрасту детей, участвующих в курсе. Уже в конце Первого уровня курса дети смогут сыграть песенки одной ручкой. Во втором уровне уже двумя ручками, с аккомпанементом! Это им тоже стимул, думаю, что не просто какие-то гаммы и отдельные упражнения делают, а уже могут играть готовые произведения, пусть и небольшие.

В.: Сколько примерно времени (дней в неделю, минут /часов) вы тратили на занятия?

И.: Мы занимались чаще всего каждый день, порой - через день-два. Вначале дольше, могли почти целый день с перерывами этому посвятить, но тогда делали занятие целое (чтобы догнать, мы ведь значительно позже начали Вторую ступень) за этот день, как правило. Ну, или за полтора дня. Однако этот способ был, конечно, совсем неправильный. Ребёнок утомлялся, тормозил, в итоге забывал то, что знал, или не понимал простого, я нервничала, короче, постепенно я стала исправляться, растягивать занятия, по минут 30-40 в день точно занимались, но за несколько подходов, за раз чтобы не больше 15-20 мин было. Потом и того меньше стали, хоть по 5 минут за раз (когда касалось разбора пьесок).
Вообще, я реально попробовала СО в этом смысле. Это был мой опыт, который мне дал некоторое понимание в принципе любых занятий с Арсением.

В.: Порекомендовала бы ты занятия в Маленькой Консерватории своим знакомым с детьми и почему?

И.: НЕТ!! Всё лучшее - только нам! А то будут ломиться, на всех времени не будет хватать, ещё и не попадёшь к тебе!
Это, шутка, конечно! (Хотя, честно признаюсь, не без доли правды в глубине души!)

Я уже рекомендую Маленькую Консерваторию, однако из окружения у меня многие дети пошли в музыкалку в этом году. Ну, или занимаются в каких-нибудь песенно-танцевальных коллективах, на инструментах пока не изъявили желания играть. Я им говорю, что если разочаруетесь или надумаете, знайте об альтернативном варианте!

Лично для меня ведущие плюсы это: индивидуальная и доброжелательная работа с ребёнком, логично выстроенная профессионалом, и важный момент - что не надо никуда ездить. И, конечно, возможность самим мамам научиться многому при желании!

Однако большинство моих знакомых, даже разделяющих идеи альтернативного образования, не стремятся к семейному образованию именно в виде занятий дома своими силами. Так как для этого нужна личная вовлечённость, труд и время. Многие смотрят в сторону поиска именно хороших преподавателей или организаций, чтобы это дело кому-то делегировать по-максимуму. Порой и меня такие мысли
посещают, не скрою. Но я считаю, что да, порой непросто это делать самой маме, но при грамотно организованных занятиях под руководством грамотного педагога, эффективность обучения будет на порядок выше, чем работа с чужим человеком. Ведь индивидуальный подход в занятиях с ребёнком возможно осуществить максимально именно при такого рода работе - только мама лучше других чувствует своего ребёнка.

В.: Ирина, спасибо за твои искренние ответы, за твою усердную и заинтересованную работу с Арсением. Я от себя отмечу, что с каждой неделей занятий Арсений становится всё более сосредоточенным, внимательным, в его игре появляется всё более чуткое отношение к звуку, слышна любовь к инструменту. У тебя с сыном удивительный контакт, который позволяет вам вместе плодотворно двигаться в желаемом направлении. Удачи вам и вдохновения в дальнейшей работе!

Made on
Tilda