КУРС ИНТУИТИВНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ "ПУТЬ КОМПОЗИТОРА"
1 УРОК
Музыкальный автопортрет
"Я в этом мире"
1 lesson

Добрый день, друзья!


Приветствую вас на курсе "Путь композитора" в дистанционной школе игры и интуитивной импровизации на фортепиано "Маленькая Консерватория".


Этот курс поможет вам раскрыть разные грани вашего внутреннего "Я".


Воплощая свои чувства и представляемые вами образы в звуках, вы откроете для себя свой собственный музыкальный мир, найдёте свою собственную палитру музыкальных красок и линий, увидите себя сквозь зеркало музыки.


Вдохновения вам!


С уважением,

автор курса Вероника Стрельбицкая.


1
ИНТУИТИВНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
ЗНАКОМСТВО. МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ.
1.Что такое автопортрет?

Когда-то давным давно у людей не было возможности делать фотографии, поэтому если им хотелось что-то запечатлеть нужно было заказывать картину у художника. Особенно важными были портреты – они помогали сохранить образ человека, будь то король или любимая бабушка. Иногда художники писали самих себя, такие картины называют автопортретами. И мы сегодня попробуем создать твой автопортрет, только вместо красок у нас будут звуки..
2.Как создать музыкальный портрет?

Самый знаменитый автопортрет создал Иоганн Себастьян Бах – он просто разложил на звуки свою фамилию:
B-A-C-H =Си бемоль-Ля-До-Си бекар.
Очень лаконично!
Впрочем, не обязательно использовать свою фамилию.


Например, Роберт Шуман и вовсе создал аж два своих автопортрета в одном цикле сочинений и назвал их разными именами: Эвсебий и Флористан.

Давай послушаем небольшие отрывки из пьес Роберта Шумана "Карнавал" и сравним характеры этих образов:
Эвсебий
Флористан
ЗАДАНИЕ.

Расскажите о себе.


Но не словами.. а звуками музыки, игрой на фортепиано.

"Нарисуйте" свой портрет музыкальным мотивом, аккордом или развёрнутой импровизацией. При желании, придумайте свою музыкальную подпись.


Как вы можете представить себя посредством импровизации? Какое Ваше видение себя?


Какие грани и оттенки вы видите, чувствуете и слышите в своей душе? Отразите самые яркие на данный момент.

Поразмышляйте и услышьте в себе свою импровизацию, которая "пишет" Вам автопортрет.
О какой стороне себя Вы хотите сегодня рассказать?

Пусть фортепиано станет зеркалом вашей души.


Вы можете сделать столько записей ваших импровизаций, сколько вам потребуется для того, чтобы вы полностью высказались.


Здесь для вас нет ограничений ни в чём.

2
ПОРТРЕТЫ В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ
ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ
П.И.Чайковский "Баба-Яга"
Прокофьев "Джульетта-девочка"
Музыкальный портрет
Свиридов Г. "Детский альбом" . Рассказывает и исполняет весь альбом пианист и композитор Дмитрий Благой.
Выборочно:
"Колыбельная песня" (3:59)
"Попрыгунья" (6:26)
"Ласковая просьба" (7:48)
"Упрямец" (10:44)
"Парень с гармошкой" (19:55)
"Колдун" (26:24)
"Грустная песня" (28:38)
Ференц Лист. Венгерские исторические портреты. "Ишван Сеченьи"
Клод Дебюсси "Девушка с волосами цвета льна"
Танец "Автопортрет"
В.Стрельбицкая "Автопортрет"
Антон Ф. (14 лет) "Автопортрет"
Саша Д. (11 лет)
Варвара (12 лет), домра, "Автопортрет". Для просмотра видео кликните по данной ссылке:
https://youtube.com/shorts/6HPXo4GIaVc

3
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Если подбор музыкальных гармоний и красок вызывает у вас затруднения, то вам могут пригодиться помощники - слова. Попробуйте сочинить песню о себе.
Сергей Прокофьев. Болтунья
ДЛЯ ОТЧЁТА:

1.Нарисовать автопортрет. Можно пофантазировать, например, нарисовать себя в рождественское утро, свой портрет через 20 лет или представить себя в образе мире твоей любимой сказки.

2.Ответить на вопросы, которые помогут сделать план будущей импровизации:
  • Каким я хочу показать себя (маму, папу, сестру, питомца)? Веселым, мечтательным, печальным, озорным?
  • Какой темп лучше выбрать для такого образа – быстрый, умеренный, медленный?
  • Какую динамику (громкость звука)?
  • В каком регистре – верхнем, среднем или низком?

3.Сыграть импровизацию-автопортрет

По желанию:
  • Сыграть импровизацию по заданному началу [музыкальные инициалы в разных вариантах]
  • Придумать кому-то членов семьи музыкальный инициал и сыграть импровизацию с ним

4.Пришлите видео-записи ваших импровизаций.

5.Опишите Ваши чувства и состояния, которые сопровождали Вас в каждом из периодов:

1)В процессе размышлений над заданием,
2)В процессе выполнения задания,
3)Ваше состояние после импровизации.

Насколько Вам удалось реализовать задуманное?
Что получилось? Что нет?

Что Вы почувствовали после прослушивания записи Вашей импровизации?

Сколько подходов к инструменту Вам пришлось сделать, чтобы сыграть наиболее приближенно к тому, что Вам хотелось?

6.Какую форму вы решили придать вашему сочинению? Сколько в ней частей? Есть ли вступление, кульминация, финал? Расскажите, какое содержание вы задумали, и как это отразилось на музыкльной форме.

»

»