КУРС ТАТЬЯНЫ СМИРНОВОЙ
ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ
Развитие речи и эмоционального мира ребенка. Особенности методики «Воспитание искусством» Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей этого возраста ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Дети трех лет пластичны, восприимчивы, моментально и естественно входят в образ, включаются в игру. Для них грань между воображаемым и реальным условна и легко преодолима. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен, несмотря на недостаток знаний и опыта. Они обостренно чувствуют добро и зло, фальшь и искренность. Ребенку необходимо ощущать эмоциональные проявления любви и заботы. Говоря о развитии речи ребенка, нельзя не учитывать особенности его эмоционального восприятия. Для ребенка родным и понятным является язык жестов и эмоций, а не язык холодного рассудка и логики. Для него характерна повышенная восприимчивость к тону, взгляду, интонации взрослого. Слово само по себе, не окрашенное эмоцией, значит для ребенка очень мало. Важна интонация, с которой произнесено слово или фраза. Ребенок лучше понимает эмоциональное состояние, выражение лица, интонацию голоса, чем просто смысл слова сам по себе. При общении с ребенком взрослый должен обязательно об этом помнить. Слово, обращенное к ребенку, не может быть произнесено вне эмоций, так как вне эмоции оно непонятно. А ребенок, учась выразительно говорить, становится понятен другим за счет выразительности своей речи. Достигается это благодаря музыкальным занятиям, ведь интонация – это музыка речи. А также благодаря тому, что на наших занятиях ребенок постоянно проигрывает множество ролей, выражая различные эмоции, чувства, постоянно импровизируя. Развитие речи происходит тогда, когда у ребенка возникает сильная эмоциональная потребность высказаться. Важно эмоционально «завести» ребенка, создать ситуацию, когда эмоции переполняют и молчать он уже не может. И тогда уже можно помочь, «подбросить» новые слова и фразы, которые выражают то, что сейчас чувствует маленький человек, и эти новые слова прочно входят в лексикон ребенка. Сначала – эмоция, сильное чувство, а потом – слово, выражающее это чувство. Для развития речи ребенка важно его хвалить, эмоционально поддерживать («какая замечательная, великолепная мысль!»), активизировать все его возможности. Дети говорят мало, когда говорят плохо, и наоборот. Важно также не создавать ситуации, когда ребенку остается говорить только «да» и «нет». «Я сделаю, как ты хочешь, только объясни мне». Становление личностных качеств ребенка, а также развитие его речи происходит одновременно с развитием его эмоционального мира. Огромную помощь этому может оказать искусство (музыка, театр, балет, поэзия, танцевальная импровизация). Искусство вызывает целую гамму чувств. А музыка выделяется из других видов искусства прежде всего силой эмоционального воздействия, которая позволяет не просто описывать ситуацию, а как бы воспроизводить ее изнутри. Музыка становится одним из важнейших средств эмоционального развития именно потому, что язык эмоций для нее родной. Классическая музыка усиливает воздействие тренингов, дает объемность, глубину, как, например, в тренинге «нового рождения» по музыке Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов». Музыка развивает у детей чуткость, способность сопереживать, учит доброте и душевной тонкости. Говоря о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, на первое место мы ставим развитие его чувственно – эмоциональной сферы, формирование и совершенствование характера, социализацию. В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены. Он не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Воображаемые персонажи, предметы, ситуации для малыша совершенно реальны. Поэтому воображение и фантазию необходимо развивать именно в этот период детства. И именно в этом возрасте легче всего открыть маленькому человеку мир классической музыки. Тогда, когда дети легко входят в образ, с готовностью включаются в игру и звуки воспринимают тоже как реальные образы. Важно, что мы не просто слушаем классическую музыку, а устраиваем из этого игру, а подчас и целый спектакль, в котором дети – активные участники, соавторы. При этом вырабатывается предельное внимание к звукам, к музыке. Ведь надо ничего не пропустить, успеть переключиться с одного образа на другой. Сказка, игра, импровизация становятся главными инструментами воспитания личности при помощи искусства. Сказка у нас живая, она адаптируется под те задачи, которые мы перед собой ставим, строится в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей детей в группе, и у каждого ребенка она своя. «В моей сказке так, а в твоей?» В течение занятия ребенок проигрывает множество ролей, вместе с персонажами сказок проживает множество чувств, выражает эти чувства движением, танцем, пантомимой, и, в довершение, речью. Задача взрослого – вызвать сильный интерес, эмоционально «зажечь» ребенка, пробудить потребность высказаться. И тут уже, когда обстановка заряжена творчеством и интересом, каждый хочет показать и рассказать, какой у него, к примеру, Лев и как он поступит в предложенных обстоятельствах. Взрослому важно почувствовать, что хочет сказать, выразить ребенок и помочь ему подобрать нужные слова для выражения этих эмоций. Открытием для детей (впрочем, и для многих родителей) является то, что одно и то же слово (фраза) у каждого человека вызывает свою «картинку». Произнося «машина», «кукла», «ребенок», «птица» и так далее, у каждого возникает индивидуальный образ, и другой человек представляет себе машину совсем не такой, какой «увидел» её я. У каждого свое представление. И, если я хочу, чтобы меня понимали, я должен как можно подробнее и образнее описать свою «птичку», чтобы и другие ее смогли увидеть такой, как я. Важно подвести к пониманию: пока ты не сказал, не описал, не разъяснил в подробностях и деталях, мы не увидим то, что видишь ты. Взрослый помогает ребенку своими наводящими вопросами «рассмотреть» свою картинку до мелочей и подробно, ярко описать. И как, оказывается, здорово и интересно, что у каждого своя «картинка», что все разные и нет «правильного» и «неправильного». У ребенка не возникает страха, что он скажет что-то не так. Чужая мысль – тема обсуждения, а не осуждения. Если тебя не критикуют, то у тебя есть интерес. А когда интересно, то активизируются и мышление, и внимание, задействуется весь творческий потенциал. На занятиях мы уделяем большое внимание «проживанию» поэзии, открывая для себя то, что восприятие каждой фразы может быть различным, оно зависит от интонации и оттенков чувств, с которыми она произносится. Мы не заучиваем стихи, мы обыгрываем каждую фразу, окрашиваем ее различными эмоциями. У каждого ребенка своя интерпретация одного и того же стихотворения. При этом детям становится интересным творчество друг друга, интересно придумывать свою версию. Такое «проживание», проигрывание стихотворений приводит к тому, что текст стихотворения запоминается сам собой, мы его успели незаметно запомнить, пока проигрывали с различными эмоциями и чувствами разные варианты. Но при этом поэзия (как и классическая музыка) становится живой и яркой, входит глубоко в жизнь ребенка, обогащая и насыщая ее. Ребенок начинает воспринимать мир с большей открытостью, а сам мир вокруг становится объёмнее и красочнее. Вместе с этим развивается творческое мышление, внимание, воображение, выразительность, обогащается представление ребенка о собственных способностях и возможностях, появляется уверенность в своих силах. Одновременно раскрывается индивидуальность каждого и происходит принятие себя и других, интерес к творчеству других. Расширяется диапазон чувств и используемых ребенком средств выражения этих чувств – речь, мимика, движение, интонация. Ребенок учится анализировать и отслеживать различные эмоции и то, что их вызывает, учится выражать свои чувства и управлять ими. Важно пробудить творческую активность ребенка (эмоционально-интуитивную активность перевести на уровень сознательной деятельности), вдохновить, развить активное воображение. А воображение, управляемое сознанием и волей, является основой любой успешной деятельности, способствует возникновению глубоких чувств, дает мощный толчок развитию речи. Работая со стихами (поэзия Пушкина, Бунина, Тютчева), дети ощущают красоту слова, проживают яркие образы, сами начинают говорить красиво и выразительно. Важно наполнить ребенка сильными чувствами, углубить и расцветить их, чтобы у него появилось желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танцевальной импровизации. Основной упор мы делаем на развитии эмоциональной сферы ребенка, что ведет к развитию творческого характера и способности к самомотивации. Мы обращаемся к внутреннему миру ребенка, развиваем чувства и способности выражать свои чувства, управлять ими. Маленький человек начинает ощущать себя частью человеческого общества, учится самостоятельно формировать отношения с этим обществом, отношение к различным событиям в жизни. Главная наша задача – приобретение ребенком тех качеств, которые позволят ему в дальнейшем быть успешным в жизни, независимо от того, чем он будет заниматься

Методический материал
К. Сен-Санс. Карнавал животных. Интродукция и марш льва

Тема: Лев Цели: Правила поведения на занятии, включение осознанности и внутреннего контроля, перевод на самовоспитание и самодисциплину. 1. Необходимость правил: на занятии - помогают заниматься, (сохраняют здоровье - правила гигиены, жизнь - правила дорожного движения, способствуют гармонии и порядку – правила, принятые в семье). Ребенок выстраивает отношения в семье на территории дома, вне дома или с другими людьми (детьми), руководствуясь своими потребностями и требованиями, условиями, которые создают и демонстрируют в первую очередь родители (помогающие взрослые). То, какие правила есть в семье, насколько они жесткие или гибкие, последовательные, постоянные, дает ребенку систему границ и возможностей. Чтобы нам было комфортно заниматься, дети должны понять, как устроен процесс занятий. Совместно через сказку, обсуждение и игру вырабатываем новые правила поведения на групповом занятии. 2. Важность иерархии и позитивный образ Главного. Главным (старшим) в семье должен быть обязательно взрослый, у него есть силы (ресурсы) принимать решения и нести полную ответственность. Главный – это не значит диктатор, который давит и приказывает, не считаясь с чувствами и желаниями окружающих. Главный – всех любит и обо всех заботится. Но при этом может быть строгим, иначе порядка не будет. Понятная семейная иерархия освобождает ребенка от напряжения и неуверенности в принятии решений. Например, всегда перед едой моем руки или всегда ложимся спать вовремя, всегда после еды (сна, игры) наводим порядок, – так делает и говорит папа (мама), у нас так принято. Когда главным в семье становится ребенок, а взрослые подчиняются ему, то малыш не понимает, что и в какое время необходимо делать, у него много желаний и раздражителей, которые “разрывают”, перевозбуждают, дергают, толкают в разные стороны его ум и тело, что очень утомительно. Важно не нагружать нервную систему малыша чрезмерной, непосильной ответственностью. Правила и иерархия существуют на занятиях, в школе, в детском саду, на работе. Следует познакомить ребенка с ними. Вместе обсуждаем: дома кто главный? На занятиях? В поликлинике? В театре? В гостях? Когда ребенок бывает главным? Кто сегодня на уроке хочет быть львом? В порядке очереди попробуем все! А теперь каждый будет сам для себя лев и сам за собой будет следить! 3. Начинаем формировать самоконтроль, переводим ребенка на самовоспитание, что гораздо эффективней. Он теперь не пассивный объект воздействия. Ребенок учится контролировать себя и изменять свое поведение в соответствии с осознаваемыми правилами. 4. Формирование позитивных моделей поведения через проигрывание под музыку, обсуждение, активное воображение и движение. Сказка: В заповеднике (или в лесу - в каком? в джунглях, в нашем лесу?) живет множество зверей (какие звери? А у зверей есть детки? Кто у кого?), и там есть свои законы и правила. Кто следит за порядком в лесу? Лев - царь зверей. Лев строгий и справедливый, но добрый, поэтому звери его и выбрали. Он следит за порядком. Всех очень любит и обо всех заботится. Маленькие зверята подросли и пришло время идти в школу. Все же учатся, и звери тоже. Вы же тоже пришли на «Воспитание искусством в школу»? Однажды все животные (курочки, антилопы, черепахи, кенгуру, зайцы, волки, кто еще?........) собрались в школу. Как собирались? Умылись? Что съели на завтрак? (можно расспросить). Но что делать в школе они пока не знали. Что делают в школе? Вызываем интерес ребенка к обучению. Обсуждаем с детьми, зачем учатся в школе? Через наводящие вопросы проводится актуализация целей прихода на занятия. Когда они пришли в класс, - увидели стульчики. Белки стали прыгать и кидаться шишками. Белки любят (умеют) прыгать? Зайцы увидели волка и спрятались под стулья. Волк стал бегать вокруг зайцев и щелкать зубами. Лисички достали бутылку с водой и стали из-за нее спорить и ссориться. А ёжик одел стульчик на голову и начал с ним ходить и случайно задел лису, она обиделась и ударила ёжика, и он выпустил свои острые иголки, началась драка. А волк все время хватал зайчиков за ушки, дергал и дергал, так что зайчики заплакали. Обезьянки cтали скакать и бегать по классу, да еще и визжать громко-громко! Курочки болтают, антилопы носятся...... Никак не может урок начаться! (Вы видите, что сказка отражает события, которые происходят на занятии, утрированно, конечно. Однако, дети отлично ассоциируют ситуации и начинают контролировать себя). Звери слышат учителя? Смогут они чему-то научиться? Стимулируем детей к поиску выхода из создавшейся ситуации: звери хотят учиться, но не могут. Приходим к пониманию, что зверям нужны правила поведения в школе. Вместе с детьми вырабатываем правила поведения на уроке. Очень расстроились зверята, потому что они учиться хотели, но это никак невозможно в такой обстановке. А что же им делать? Решили они позвать Льва, чтобы он им помог. Чтобы получать новые знания, умения, - нужно вести себя по-другому, нужны правила. Какие правила помогут? Стали придумывать: 1. чтобы услышать, надо внимательно слушать и спокойно сидеть на стульчиках, не качаться; 2. чтобы научиться, надо выполнять задания; 3. чтобы тебя услышали, надо говорить громко, по одному. А если кричать? А толкаться можно? А стульчик забирать? 4. нельзя трогать других без спроса. И т.д. Взрослый подводит вопросами и помогает сформулировать правила. Мы обговариваем, как вести себя на занятии. Нужно быть внимательным, играть вместе в одну игру, слушать, что говорит учитель, нельзя отвлекаться, толкаться, кусаться, бегать просто так во время занятий по залу. Обсуждая, прививаем понимание, что везде существуют правила, - и у вас дома, и куда бы вы не пришли - везде установлены негласные или прописанные правила. И даже если к вам приходят гости, то они в вашем доме существуют по вашим правилам. А в поликлинике какие правила? Можно бегать и кричать? Нет. А на даче или в лесу какие правила? Можно бегать и кричать? ДА!!!! Вот как получается, - в разных местах к одному и тому же поведению разное отношение. Поэтому: приходя с ребенком куда-то, обращаем его внимание на то, что здесь можно, а что нельзя, и почему. Их надо выполнять, и мы, взрослые, интуитивно чувствуя это, пытаемся определить их перечень (как себя вести, что здесь принято, что нет. Также в каждой семье есть свои правила: … Какие правила существуют в вашей семье?) Может у зверяток сразу получиться соблюдать такие правила? А если терпения не хватит или кто-то что-то забудет? Кто поможет? Кто главный? Лев главный, следит за порядком, чтобы никто никого не обижал, не мешал. Помогает выполнять правила. Если белка скачет на стуле во время занятий, лев рычит - р-р-р. Если заяц отвлекается, - Лев рычит, делает замечание. Лев (смелый, сильный, добрый, благородный, справедливый, внимательный, строгий) – всех очень любит! Но строгий. Строгий – это хороший. Если Лев не будет строгим, то порядка не будет. В различных конфликтных ситуациях (на занятии, дома): «А как бы Лев тут сказал?» Ребенку важно отвлечься и сосредоточить внимание на «р-р-р». Не взрослый на ребенка «рычит», а ребенок сам на себя. Он сам себе делает замечание, приучается к самодисциплине. Впоследствии ребенок сам будет отслеживать негативные моменты своего поведения. Начинается самовоспитание, что всегда эффективней. Ребенка убираем из роли наказуемого, а взрослого – наказующего. Вот это "Рррррррр" мы и должны выработать у ребенка. Чтобы он сам себе говорил "РР", если ведет себя некрасиво или неправильно. Но сначала вы должны указать на эти моменты. Дети, на самом деле, всегда знают, когда как-то не так себя ведут, но нам нужно ввести этот момент в осознанность. Проигрываем. Важно войти в роль гордого, величественного, строгого, мудрого, великолепного, доброго, справедливого, сильного, смелого, могучего, … Льва. Все дети превращаются в льва. Каждый ребенок выбирает характер льва: он может быть веселым, озорным, строгим, нежным, медлительным или быстрым… (спектр характеров увеличивается с возрастом детей). Внутренне необходимо ощущать разные состояния. Через показ и проигрывание роли Льва ребенком усваивается состояние “Я – сильный, мощный, величественный, благородный, честный, спокойный…” Какие качества личности формируем: Осознанность. Самоконтроль. Уверенность в своих действиях и решениях, спокойную силу. Сможет регулировать свое поведение, оценивать результат. Ребенок усвоит правила, которые помогают учиться. В результате внимание ребенка будет направлено на выполнение творческих заданий, поиск решений и ответов по сказке и игре, концентрация на своих ощущениях и чувствах, их выражении различными способами. Помимо этого развивается слуховое внимание, ведь важно в музыке не пропустить ни одного «р-р-р»; чувство ритма. «Р-р-р» должно быть с эмоцией, с сильным дыханием. Включается также и начинает активно работать воображение. «Какой у тебя Лев? А где он проснулся? Какая грива, хвост? А какое с утра настроение? Закрой глазки и посмотри». Взрослый своими вопросами помогает ребенку увидеть яркий образ, рассмотреть все до мелочей и подробно описать. Происходит параллельное развитие речи и воображения. А также индивидуальности, принятия всех. Ведь при показе у каждого свой Лев, со своим характером, настроением. Дети на занятиях привыкают к тому, что у каждого свой образ, свое видение. Нет красивого и некрасивого, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Развивается умение сочинять, взаимодействовать, слышать друг друга, внимание и интерес к творчеству других детей. Актерское мастерство: «А теперь изобрази того Льва, которого увидел. Покажи, как он будет двигаться, смотреть, рычать (могучий, ласковый, обиженный, важный, игривый и т.д.). Ребенок, проигрывая разные образы, приобретает качества, которых ему недостает в жизни. Расширяется диапазон чувств и эмоций, появляется умение переключать их, менять роль, входить каждый раз в новый образ, в новую задачу и решать ее. Внедрение в жизнь: На улице, в магазине, в поликлинике (в местах, где вы бываете вместе с ребенком) наблюдаем и обсуждаем правила: откуда люди узнают о правилах, как выполняют, почему нарушают, кто следит за выполнением правил, какие могут быть последствия при нарушении. То, что ТЫ ДЕЛАЕШЬ, - можно делать, это все хорошо. Только подумай, - соответствует ли это месту и времени. Это принцип воспитания культурного человека, Размышления на эту тему и последующий самостоятельный выбор ребенком своего поведения - суть метода самовоспитания. А кто же будет контролировать выполнение правил? Для того, чтобы ребенку было легче перестроиться на самоконтроль, мы даем ему роль льва. Потом этот лев становится его внутренним цензором: как я делаю, - правильно или нет? Сначала детям нужно помочь. Но воспитание через понукания и увещевания - НЕ РАБОТАЕТ. Нам нужно внимание ребенка обратить на его собственное поведение, чтобы не делать ему замечания впоследствии. Т.е. сначала мы выясняем правила, по которым живем в данном месте в данное время (дома - это не более 4-5 правил, а для маленьких совсем - можно и тремя обойтись, - их же помнить надо). Потом, если ребенок начинает проявлять нежелательное поведение, нужно спросить его доброжелательно, без напряжения: "А что сейчас лев скажет"? При этом важно несколько раз и на занятии, и дома поиграть с ним в сказку, обсудить льва. Не напугать, а создать образ любящий, заботливый. А иначе малыш не отреагирует на эти слова. Что главное в этой сказке? Чтобы группа разработала новые правила поведения в новой ситуации (групповое занятие) и каждый ребенок сам контролировал свое поведение. Для чего нам нужно только ”РРРР”, а не проговаривание целого правила? Чем потом можно заменить его? Этот знак является сигналом, что происходит что-то не так. Каждый ребенок может проконтролировать себя и изменить свое поведение в соответствии со своим пониманием норм поведения. Например, дети отвлеклись: Оля заигралась подолом платья или застежкой, Ваня отвернулся и смотрит в зеркало, Коля качается на стуле, Катя трогает и пытается включить в игру соседку, Маша задрала ноги и снимает чешки. В этой ситуации мы не будем обсуждать каждого, а покажем (заранее обговоренный) знак. Через секунду вся группа готова заниматься с полным вниманием. ЗВУКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОСТАЛОСЬ ЧИСТЫМ ОТ НЕНУЖНЫХ СЛОВ, А ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ. Домашнее задание: Какие правила приняты у вас дома и кто следит за их выполнением? Обсудите. Эти правила для всей семьи. Стараемся их усвоить и применять, в первую очередь, через подражание взрослому. Правила должны быть постоянными, последовательными, логичными. Важно не напугать ребенка наказанием (микробами, злыми Баба-Ёгами, болью в животике и пр.), а донести, что правила помогают безопасности и здоровью, удобны и приятны для всех. Правила могут быть гибкими, т.е. меняться, или от них можно отступить при определенных условиях – ребенок устал, не выспался, болен, голоден, в поездке, а родитель не может в данный момент обеспечить отдых, сон, еду, гигиену. В таких случаях можно отвлечь ребенка, но быть готовым объяснить, почему это произошло. Правила могут касаться гигиены, порядка, одежды, развлечений (просмотр телевизора), поведения (хорошие манеры – вежливость), мест общего пользования, приема пищи. Использовать игровой вопрос: “Что бы сказал Лев?”, если правило не выполняется, нарушается. Вопрос может задать любой член семьи каждому, кто нарушает правило. Тот, кому задали вопрос, понимает, что не соблюдает правило и отвечает “Р-р-р-р” и исправляет положение. Этим мы избегаем замечаний, отчитываний и нравоучений. Рекомендации родителям: ================================== Тема: восход солнца. Описание тренинга. Солнце встает очень медленно (самоконтроль, предельное внимание на теле, на каждой мышце). И радость вырастает вместе с восходом солнца. Оно согревает все вокруг, дает тепло, радость, жизнь, хорошее настроение. Мы ассоциируем себя с солнцем. Накапливаем энергию, а потом отдаем! В ходе проигрывания у ребенка закладывается позитивная модель поведения: «Я, – как солнце, – освещаю, отдаю, согреваю все вокруг, и тогда мне все радуются! Я получаю в ответ то, что отдаю, - радость, любовь! Я живу в прекрасном цветущем мире!». Наши ручки, пальчики, - это лучики, которыми мы светим, греем. Давайте ребенку возможность почаще ощущать себя солнышком в различных обстоятельствах. Ведь когда мы находимся в позитиве, светим, то и окружающие нас люди поворачиваются к нам своими хорошими, положительными сторонами. Что даем, то и получаем. "Я отдаю себя миру! Я согреваю всё, что вокруг меня!" Что солнце получает от земли, дав жизнь всему живому? Когда искренно отдаешь, то не стоит ждать благодарности - не для того даешь. Сильный, добрый, мудрый дарит потому, что есть чем делиться, как солнце. Этот тренинг дает ощущение, что ты сильный, и тебе нравится отдавать свою силу для пробуждения жизни. Это огромный ресурс - ощущение наполнения себя жизнетворной силой и радостью выплеска ее в мир. Когда появятся в ребенке такие приятные чувства, тогда мы сможем постепенно продвинуть его дальше - к реальному действию. Не появятся, - так нечем ему будет действовать. Внедрение в жизнь: Нести позитив в любую среду, приветливость, радость, энергию. Не слова формально-вежливые, а энергию доброжелательности! Работать надо с чувствами! ============================= Музыка: в первой части изображаем рассвет (ребенок сидит на корточках), солнце встает, поднимается. Солнце огромное (ребенок постепенно встает, поднимает руки вверх, изображает огромное солнце). Огромным будет солнце только на кульминации, а на пассаже - отдать энергию, бросить лучики! "Живите! Растите!» Послать столько света и тепла, чтобы согреть и озолотить всю землю! И тут всё проснулось, – птички поют и машут крылышками, трава тянется к теплу, цветы распускаются, бабочки радуются. Проснулся и Лев. Лев важный, строгий, идет степенно и чинно проверять, все ли в порядке в его владениях. Все ли проснулись? А это кто вставать не хочет? ("р-р-р" услышать по музыке, пригрозить пальцем и озвучить). А это кто бегает на занятиях? А кто тут не слушается? ("р-р-р"). В конце произведения обязательно замереть в выразительной позе, немного выдержать ее. Первая встреча, сказка, музыкальная пьеса – вхождение в формат занятий ВИ, знакомство с педагогом, другими детьми, адаптация и “проверка” границ руководящего взрослого, визуальное тестирование детей на активность, речь, контакт; перевод музыки из фона в активное слушание, развитие слухового внимания и координация тела в зависимости от услышанного




Урок 6 К. Сен-Санс Ископаемые. Лебедь. Финал.


Урок 7 М. Мусоргский "Картинки с выставки" Птица (Балет невылупившихся птенцов)

Урок 9 М. Мусоргский "Картинки с выставки" Богатый и бедный

Урок 10 М. Мусоргский "Картинки с выставки" Гном

  • ЗАПИСЬ СЕМИНАРА «ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ». 2019 г.

  • "ТЮИЛЬРИЙСКИЙ САД"
  • "РЫНОК"
  • "ГНОМ"

Консультация №1


Урок 11. П.И. Чайковский "Щелкунчик". Ч.1

Урок 12. П.И. Чайковский "Щелкунчик". Ч.2

М. ПОЖАРОВА. ПОЛЮБИ МЕНЯ ЧЕРНЕНЬКИМ

(слова, выделенные курсивом, специально изменены для нашей сказки)

Забавную новинку,

Уродца-сиротинку,

Мне дядюшка привез.

Едва нажмешь пружинку -

Пищит, смешит до слез.

Вся детская хохочет,

А жалости ни в ком!

Никто его не хочет

Назвать своим сынком.

Глаза как два ореха,

Оскалились уста,

Усы - одна потеха,

Длинней, чем у кота!

Он смотрит с безнадежной

И горестной мольбой,

Как будто шепчет нежно:

“Будь ласкова со мной!

Люби меня, игрушку,

Ведь дело не в красе,

А беленьким, резвушка,

Меня полюбят все”.

“Уродец мой мохнатый,

Ведь я тебя люблю!

В кроватку мягкой ваты

Тебе я постелю.

Мой бедный, мой угрюмый,

Ты с лаской не знаком.

Усни без горькой думы

И будь моим сынком”.

Урок 13. П.И. Чайковский "Щелкунчик". Ч.3

  • ЗАПИСЬ СЕМИНАРА «ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ». 2019 г.
  • ПРИМЕР ТАНЦЕВ

К. Бальмонт СНЕЖИНКА

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

БАЛЕТ "ЩЕЛКУНЧИК" (Маколей Калкин, 1993 г.)




БАЛЕТ "ЩЕЛКУНЧИК" (постановка Рудольфа Нуреева, 1968 г.)

Урок 14. А. Лядов "Восемь русских народных песен"

Урок 15. А. Лядов "Восемь русских народных песен"


  • КОЛЯДКА
Коляда-маляда
Мы желаем вам добра.
Мы пришли к вам с хороводом.
Поздравляем с новым годом!
Рады вкусным пирогам.
Низко кланяемся вам.

Урок 16. А. Лядов "Восемь русских народных песен"

  • СТИХОТВОРЕНИЯ

И. Белоусов. В лесу.

Я иду тропинкой узкой,

Пробираюсь в лес густой;

Зеленеющие ели

Стелят ветви надо мной.

По бокам трава с цветами;

Песни птиц звенят кругом;

Ручек журчит в ложбине -

Струйки блещут серебром.

Я один – и мне не страшно:

Кто обидит здесь, когда

Сам пришел не обижать я,

Отдохнуть пришел сюда!

Я не трону птички малой

И цветов не стану рвать,

Если жизнь я дать не в силах,

Как могу ее отнять?


Ф. Туманский Птичка.

Вчера я растворил темницу

Воздушной пленнице моей:

Я рощам возвратил певицу,

Я возвратил свободу ей.

Она исчезла, утопая

В сиянье голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы молилась за меня.


А.С. Пушкина “Птичка”

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины,

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Урок 17. А. Лядов "Восемь русских народных песен"

Урок 18. А. Лядов "Восемь русских народных песен"



Урок 21. А. Вивальди "Времена года" Зима

А.Вивальди "Времена года" (сонеты к музыкальным концертам в переводе В. Рабея)
Курсивом выделены фрагменты стихотворений, которые не берутся в работу с детьми.

ЗИМА
Морозной гладью стелется дорога,
И человек иззябшими ногами
Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи –
Пусть снег и ветер там – снаружи…

Ходить по льду опасно, но и в этом
Для юности забава; осторожно
Идут по кромке скользкой, ненадёжной;
Не удержавшись, падают с размаха
На тонкий лёд — и прочь бегут от страха.

Клубятся вихрем снежные покровы;
Как — будто вырвавшись из заточенья,
Бушуют ветры встречные, в сраженье
Друг против друга ринуться готовы.

… Тяжка зима, но радости мгновенья
Порой смягчают лик её суровый.

ВЕСНА
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем.
Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это все - весенних дней приметы!

Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая,
Веселым пеньем воздух оглашая...

На мягкий мох с овчаркой — верным другом —
Лег рядом пастушок; им сладко спится
Под шелест трав, под шум листвы влюбленной.

Волынки звук разносится над лугом,
Где хоровод веселых нимф кружится,
Весны волшебным светом озаренный.


ЛЕТО
Лениво бродит стадо, вянут травы
От тяжкого удушливого зноя
Страдает и томится всё живое.

Поёт кукушка в тишине дубравы,
Воркует горлинка в саду и нежно
Вздыхают ветерки… Но вдруг мятежный
Взвился Борей, пронесся вихрем в небе —
И плачет пастушок, кляня свой жребий.

Боится он, заслышав гром далекий.
От молнии в испуге замирает.
Докучных мошек рой его терзает…

Но вот гроза, бурлящие потоки
С крутых высот в долины низвергая,
Ревёт, бушует на несжатых нивах,
И град жестокий бьёт, у горделивых
Цветов и злаков головы срывая.

ОСЕНЬ
Бодрящий воздух, ясная погода,
Сады и рощи в убранстве осеннем;
Счастливый пахарь праздничным весельем,
Встречает золотое время года
На нивах собран урожай отменный.
Конец трудам, заботы спало бремя,
Для песен, игр и плясок нынче время!

Из бочек льётся Вакха дар бесценный,
И кто стакан до капли осушает,
Тот крепким сном блаженство довершает.

[Сон]

Трубят рога и рыщет гончих стая;
Охотники в тени густого бора
Идут по следу, зверя настигая.
Почуяв близость гибели грозящей,
Стрелой помчался зверь, но злая свора
Его загнала насмерть в тёмной чаще.


Урок 22. А. Вивальди "Времена года" Бабочки

Урок 23. А. Вивальди "Времена года" Снегурочка

Урок 24. А. Вивальди "Времена года" Весна

Урок 25 Н. А. Римский-Корсаков «Шехеразада» 1 часть

Урок 26 Н. А. Римский-Корсаков «Шехеразада» 2 часть

Урок 27 Н. А. Римский-Корсаков «Шехеразада» 3 часть

Урок 28 Н. А. Римский-Корсаков «Шехеразада» 4 часть


  • СТИХОТВОРЕНИЯ

А. Фет

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.


К. Бальмонт

Глушь

Луг — болото — поле — поле,

Над речонкой ивы.

Сладко дышится на воле,

Все цветы красивы!

Все здесь нежит глаз и ухо

Ласкою веселой.

Прожужжала где-то муха,

Шмель гудит тяжелый.

Всюду — божии коровки,

Розовые кашки,

Желто-белые головки

Полевой ромашки.

Нежно-тонки очертанья

Задремавшей дали…

Полно, разве есть страданья?

Разве есть печали?

К. Бальмонт

Светлый Мир

Тонкий, узкий, длинный ход

В глубь земли мечту ведет.

Только спустишься туда,

Встретишь замки изо льда.

Чуть сойдешь отсюда вниз,

Разноцветности зажглись,

Смотрит чей-то светлый глаз,

Лунный камень и алмаз.

Там опал снежит, а тут

Расцветает изумруд.

И услышишь в замках тех

Флейты, лютни, нежный смех.

И увидишь чьих-то ног

Там хрустальный башмачок.

Льды, колонны, свет, снега,

Нежность, снежность, жемчуга.

Тонкий, узкий, длинный ход

В этот светлый мир ведет.

Но, чтоб знать туда пути,

Нужно бережно идти.